Гипанис / Издательская деятельность / "Станица" / Архив номеров / 40 август 2003 / Казачество и еврейство: факты и домыслы

Новости раздела

Фотоальбом "Фанагория"
28.12.2015
"Кубанский сборник" - 6
22.09.2015

Казачество и еврейство:
факты и домыслы

 Печатая эту статью, мы понимаем, что можем вызвать недоумение привыкшей мыслить стереотипами части читателей. Поэтому и решили предварить ее предупреждением, что вовсе не считаем статью исперпывающей по данной теме, не пытаемся и представить отношения между казаками и евреями исключительно в “розовом свете”, как может кому-то показаться. За минувшие столетия между ними было много всего, в том числе и негативного (и об этом тоже пишет автор статьи, пытаясь при этом разобраться, где правда, а где вымыслы). Но, к сожеланию, вне поля зрения большинства долгие годы остаются факты взаимодействия двух народов...

*     *     *

Мнение, что казачество и евреи – непримиримые антиподы, а в истории их взаимоотношений нет ничего, кроме вражды, устоялось настолько, что малейшая попытка разобраться в положении вещей вызывает, в лучшем случае, непонимание. Логика его столь же непримирима, сколь и беспочвенна: по другому быть не могло, потому что не могло быть никогда. Рассмотрим здесь наиболее устойчивые точки зрения, пытаясь подтвердить их известными фактами. Но для начала - некоторые рассуждения, на которые мы будем опираться в дальнейшем.

* Казачество и еврейство – понятия куда более широкие, чем те, что укоренились в обывательском сознании. Казаки – не просто служилое сословие, еврейство – не просто сионисты. Рассуждения на уровне социальных групп ограничивает возможности исследований, ведь их существование ограничено исторически. Рассматривать следует явления, имевшие то или иное воплощение в различные исторические эпохи.

* Казачество и еврейство внутренне очень разнообразны. В различных условиях сосуществования отношения их строились от взаимного проникновения до совершенного антагонизма. Изучать надо причины происходившего, а не поводы для тех или иных действий.

* Выражения “общеизвестно”, “как принято считать” - не  доказательства. Доказательны ссылки на источники или логически выверенные схемы рассуждений. Факты безусловно должны отделяться от гипотез и версий.

Казачество долгие годы было вычеркнуто из исследований. В современной науке даже определения его нет! А, раз так – обязательно появятся домыслы, которыми пользуются различные политические силы. Одни казаков считают народом, другие сословием, сейчас часто говорят об этно-сословной общности... На уровне социального феномена казаков, по существу, лишь начинают изучать.

Еврейство изучено лучше. Мало того, относительно него существует понятие социокультурного явления, субъекта цивилизационного процесса. Как считает Рэймонд П. Шейндлин, евреи - народ, некогда составлявший единую нацию с собственной территорией, языком и культурой. Хотя уже давно эти атрибуты нации утеряны, потомки ее сохраняют ощущение не просто общего прошлого, но и своей национальной принадлежности. Большая часть евреев объединена иудаизмом, частью еврейский народ составлен даже из людей иных религиозных воззрений (равно как и из людей нерелигиозных). Их культура столь же многообразна, как и культуры, в которых они жили, но их единство зиждется на сознании общих истоков и общего исторического опыта (“Летописи еврейского народа”).

Казачество и еврейство исторически довольно мобильны и, конечно, никак не могли избежать соприкосновения - в различных исторических условиях носившего разные формы. События запоминаются, а причины нередко забываются. Если же идти от фактов, отраженных в источниках, то мозаика выйдет пестрой. Рассмотрим некоторые из мнений, утвердившихся в общественном сознании.

1. Евреев среди казаков никогда не было.

Ограничим нижний предел исследования 1444 годом, когда казаки как военная организация впервые упомянуты русскими летописями (“Казачьи войска. Справочная книжка Императорской главной квартиры”). Наибольшей силы они достигли на границах Литовских и Московских земель к началу XVII века, когда сформировались социальные группы казачьего населения на Дону и в низовьях Днепра.

Как  писал польский историк Яков Собесский, отец короля Яна III - “... на Сечи можно было встретить всякие народности, чуть не со всего света выходцев”, перечисляя далее украинцев, поляков, литовцев, белорусов, великорусов, донцев, болгар, волохов, черногорцев, татар, турок, евреев, калмыков, грузин, немцев, французов, итальянцев, испанцев и англичан. В “Истории Запорожских казаков” Д.Яворницкого есть рассказ о происхождении казака Василия Перехриста: “Родился... в польской области, губернии Чигиринской, в местечке Чигирине, от евреина Айзека, и в 1748 году будучи там по купечеству войска запорожского низового козаком куреня Пластунивского Яковом Коваленком его Перехриста оттоль с Чигирина, с добровольного его в Сiчь запорожскую желания привезено”.

При отборе в казаки упор делался на профессиональные качества и личное стремление, особого внимания на национальность не обращали. Вот вероисповедание должно было быть христианским (после 1635 г. - только православным).

Когда еврей, желавший покозачиться, выкрещивался, проблемы в оотношениях с кагалом разрешались в пользу выкреста, порой на самом высоком уровне. Отец Ю.Мыцык (Киево-Могилянская академия) в статье “Евреи-казаки” приводит документ Главного Архива древних актов в Варшаве - письмо короля Речи Посполитой Виленскому стольнику и Берестейскому старосте Иерониму Ходкевичу. Король требует обеспечить беспрепятственный проезд казаку в Берестье за своим имуществом, приказывая, если понадобится, защитить его перед притязаниями кагала. В статье упомянут и достаточно влиятельный в казацкой старшине Ильяш Караимович (отчество говорит само за себя).

В антипольских восстаниях времен Руины участвовал винницкий сотник Лейбенко. Лекарь-еврей вместе с гетманом Дорошенко ушел в московскую ссылку. Позднее исследователи отмечают казачьи фамилии еврейского происхождения: Юдины, Юдаевы, Халаевы, Нивроченки, Мацуненки, Шабатные, Жидченковы, Шафаревичи, Маривчуки, Гвалтовичи... Многие еврейские роды вошли в казачество при становлении Гетманщины, с 80-х годов XVII в. до времен Мазепы. Среди них - Боруховичи, Магеровские, Герцыки, Крыжановские, Марковичи, уже упоминавшиеся Перехристы (по данным В.Томазова – “Вони служили Укра?н? {з ?стор?? козацьких род?в ?врейського походження}”).

Я не разыскивал специально данных о евреях в Войске Донском за тот же исторический период - но, думается, и без того достаточно известны истории происхождения известных донских родов Абрамовых, Моисеевых, Юдиных…

А вот информация астраханца В. Викторина: “Краевед А.А. Горшков, основываясь на данных Астраханского областного архива, приводит данные о приеме в начале 1900-х годов без крещения и в благодарность за проделанную работу евреев-музыкантов, создателей полковых оркестров”.

Наконец, энциклопедический справочник “Приморский край”: “Циммерман Иван Иннокентьевич - известный общественный деятель города Владивостока в начале 20 века. Происходил из казаков Забайкальского войска”. Вспомним здесь и уссурийского казака князя П.Бермондта-Авалова, родившегося в семье караима по вероисповеданию и принявшего крещение во взрослом возрасте.

Утверждение, что среди казаков не было евреев, несостоятельно. Резкое же их противопоставление обычно производилось в конкретных политических интересах.

2. Казаки отличались жестокостью к евреям.

Тут указывают обычно на события войны 1647-55 гг. - тогда, якобы, было уничтожено от 14 до 45 тыс. евреев. Но казаки Хмельницкого были не менее жестоки и по отношению к полякам или наемникам-немцам (как и те к казакам). В гражданскую войну вообще все воюют против всех, порой с особую жестокостью. Евреи в той войне  пострадали от обоих противников. Как отмечает Н.Костомаров, они были главными кредиторами польского шляхетства, часто разорившегося. В уплату долгов дворяне ставили своих кредиторов управляющими православными приходами и деревнями. Чтобы вернуть долги, евреи вводили новые платежи с населения и православного духовенства - отсюда и ненависть к ним. Но и те же шляхтичи нередко расправлялись со своими кредиторами, чтобы не платить долги.

Нет, кстати, и фактов активного участия казаков в еврейских погромах начала XX века. Нельзя сказать, что некоторые казаки не могли в них участвовать, но их исключительное участие здесь ничем не подтверждено. Зато известно, как кубанские казаки-батарейцы в 1905 году спасли от полного разрушения синагоги в Калараше и Кишиневе, встав на пути погромщиков. Некоторые были при этом серьезно ранены (“Бессарабский журнал”, N° 2 за 1932 г., Бухарест).

От попыток придать национальный оттенок гражданской войне на Дону и Кубани профессиональные историки давно отказались. А часть евреев считали революционеров-террористов отщепенцами, опасными для общины. Так что и второй довод оказывается весьма сомнительным.

3. Казаки и евреи не уживались между собой.

Евреи держали лавки в Запорожской Cечи, снабжая казаков не только горилкой, но и порохом. При Калнышевском (70-е годы XVIII в.) там действовала торговая компания уманских евреев (Самуил Маркович, Нусим Нусимович и Хаим Беркович). Евреи были ценной агентурой в тылу врага, пользуясь за это определенными льготами.

То же и в сибирских войсках. С самого начала колонизации Сибири (источники - с 30-х годов XVII в.) казаки и евреи нередко попадали туда в качестве ссыльных. В отличие от самозародившихся войск (Запорожье, Дон, Яик, Терек), сибирские казаки были искусственно созданным социальным институтом, исполнявшим практически все государственные функции на колонизируемой территории. И здесь ценились прежде всего профессиональные качества.

Обстоятельное исследование забайкальского еврейства провел в конце XIX в. член Приамурского отдела Императорского географического общества (исполнявший при написании работы обязанности секретаря приморского областного статистического комитета) врач И.С. Колбасенко. Он отмечает: “Со временем появления золотопромышленных операций в окрестностях Сретенска в среде Сретенского населения появились и евреи, как постоянные жители” (“Станица Сретенская Забайкальской области, ее народонаселение и санитарный быт”). В значительной степени это потомки ссыльных, в основном по делу о польских бунтах 1830-31 и 1863 г. Автор приводит интересные данные: по переписи 1896 г.: христиан в Сретенске - 3.274, евреев - 724 чел. Евреи занимались в основном самыми прибыльными занятиями: торговлей, подрядами, извозом, ни один из них не состоял на государственной (гражданской) службе. Среди них не было и казаков, в основном это мещане (42%), крестьяне (38%), купцы (10,91%), поселенцы (7,73 %), отставные солдаты (0,96 %). Автор отмечате более высокую грамотность евреев, более высокий уровень жизни (в сравнении с христианским населением).

Очевидно - казаки и евреи, живя бок о бок, тесно сотрудничали, не испытывая проблем во взаимоотношениях. Проблемы возникали во времена социальных коллизий – гражданской войны, например, когда разделяются не только социальные группы, но и семьи. Те же забайкальские евреи воевали и в партизанах у Лазо и Каландаришвили, и в особой полусотне атамана Г.М. Семенова (его же поддерживали финансами владивостокские купцы Циммерманы).

Опыт взаимоотношений двух народов остается неизученным. Изучать его надо как казачьим, так и еврейским исследователям - помня при этом знаменитую фразу английского философа Тойнби: “История - это не то, что было. Это то, что может быть, потому что уже было однажды...”

М. Кутузов, 
    член Русского географического общества и правления Приморского отдела УКВ

Партнеры: