Гипанис / Издательская деятельность / "Станица" / Архив номеров / 51 июль 2008 / Кому и зачем отдали Уральские знамёна?..

Новости раздела

Фотоальбом "Фанагория"
28.12.2015
"Кубанский сборник" - 6
22.09.2015

 Кому и зачем отдали Уральские знамёна?..

  23 сентября минувшего года в городе Брисбен случилось некое довольно странное действо. Два Уральских казачьих знамени, привезённые в Австралию войсковым атаманом. В.С. Толстовым и переданные в 1939 году на временное сохранение в храм св. Николая, оказались переданными представителям так называемого "Центрального казачьего войска" из Москвы. Достаточно незавидная роль выпала при этом младшему сыну атамана - 86-ти летнему С.В. Толстову, вряд ли, в силу возраста и болезни, ясно понимавшему происходящее. Все потомки уральских казаков хотят точно знать - действительно ли войсковые знамёна попали, как говорят, в частную коллекцию одного из "новых русских"?

  Как удалось узнать, знамёна были переданы в Москву на основании некоего соглашения, текст которого нам удалось получить. От ЦКВ его подписал "первый заместитель товарища атамана, член комиссии по делам казачества при Совете Российской Федерации Анненко Валерия Ивановича" (судя по должности выходит - это вроде как "старший помощник младшего дворника"? и что сиё за штука такая - "Совет Российской Федерации"?..)

  По этому документу ЦКВ обязалось:
"1) Вернуть знамена Уральского казачьего войска на Родину.
2) Передать знамена Уральского казачьего войска под личную ответственность Анненко В.И., 1-му заместителю товарища атамана Центрального казачьего войска.
3) Анненко В.И. обязуется не передавать знамёна Уральского казачьего войска в частные руки или коллекции. Знамёна должны находится в Войсковом казачьем храме или Войсковом казачьем музее до возрождения Уральского казачьего войска.
4) Анненко В.И. несёт ответственность за сохранность переданных ему знамён Уральского казачьего войска и обязуется по согласованию со Свято-Николаевским собором передать данные знамена Атаману Уральского казачьего войска, входящего в государственный реестр казачьих войск России, утверждённых указом Президента России
".

  На многочисленные запросы представителей различных уральских казачьих общин, где теперь знамёна, в каком они состоянии, будут ли представлены казакам, ЦКВ ответа не даёт. Процитированные выше положения "соглашения", между тем, позволяют нынешним держателям реликвий распоряжаться ими по своему полному усмотрению и неограниченно долгое время. Что это за реестровое войско, какое отношение оно (также как и ЦКВ, и г. Анненко!) может иметь к Уральскому казачьему войску? Когда и где оно будет создано? Где будут находиться его Войсковой храм или музей?.. И кто это вообще будет всё решать?..

  Собор и музей между тем были и есть только в Уральске. Но и с представителями казачьих организаций в Казахстане никто от имени ЦКВ на связь не выходил. Если уж на то пошло, знамёна одного из старейших казачьих войск России могли бы находиться на очередном временном хранении в одном из российских музеев, в соответствующих условиях. Однако, насколько нам известно, ни в один из них не обращались с такой просьбой, хотя бы для обследования состояния знамён.

  Печально, что передача немногих из уцелевших до наших дней столь значимых казачьих реликвий "в никуда" произошла в присутствии и с одобрения члена епархиального совета Австралийско-Новозеландской епархии, митропольного протоирея Михаила Протопопова - потомственного казака, не раз бывавшего в Москве и вроде бы представлявшего общую ситуацию с "казачьим возрождением", "реестром" и многочисленными мифическими псевдоказачьими организациями…

А.Д. Насыров-Толстов

  В качестве приложения к заметке прилагаем фрагменты нескольких писем, так или иначе связанных с судьбой Уральских знамён. Одно из них - 1939 года. Два других внук атамана Толстова (старший сын его покойного старшего сына) Михаил Олегович Толстов отправил настоятелю брисбенскогого храма о.Гавриилу Макарову в 2006–07 годах.

Письмо уральского казака Е.Я. Кораблева
атаману Уральского казачьего войска В.С. Толстову

    Многоуважаемый Владимир Сергеевич,
  Я получил Ваше письмо, посланное Вами 27-6-39. Вы пишите, что пригласили уральцев там на дом к себе, чтобы решить, что сделать с Уральским казачьим. Войсковым знаменем. Пишите, что пришли трое Карамышевых - Фёдор, Иван и Василий, потом. Павел Землянушнов, Андрей Копылов, Вячеслав Карташев, Федул. Мохначев, Шура Болдырев, Яков Бобров с Орестом (сын его), а также Ваших два сына, Олег и Сергей.

  Много разговора было, но кончилось тем, что Вас попросили поговорить с отцом. Валентином и спросить его, можно ли нам повесить уральские знамена в церкви на временное хранение, чтобы они были на виду для уральцев и всех, кто приходит молиться. Это временное хранение может быть на много, много лет, но если, дай Бог, если Уральское Войско опять воскреснет, то мы будем иметь право их взять из церкви и отослать их в ту церковь, из которой они были взяты; если той церкви не осталось, то пошлём в ту церковь, в которую ходят члены Войска молиться.

  Вы пишите, что это Вы сделали. Отец Валентин выслушал нашу просьбу и сказал, что он передаст это Церковному собору. Через несколько дней он Вам сообщил, что они очень рады это сделать, и даже никакого платежа не будут требовать за это. Они слышали, с каким трудом знамёна были спасены от красных и с каким трудом их везли из форта Александра во время похода в Персию, а потом сюда.

  Вы просите, чтобы я показал это письмо там уральцам и согласны ли они с решением этого вопроса. Это я и Николай Помельцов и Валентин Попов сделали, и все, кого видели, все согласны…

Кораблев Ефим Яковлевич, 11 июля 1939 г.

*     *     *

Настоятелю Свято-Николаевской церкви отцу Гавриилу Макарову

19 сентября 2006 г.

    Дорогой отец Гавриил!

  Как Вы знаете, в течение 15 лет с начала 1990-х, последовавших за распадом СССР, Уральские казаки как здесь, так и на Родине, проявляли интерес к возвращению церковью св. Николая предметов, ставших объектом дискуссии между владельцами и хранителями.

  Все частные просьбы по этому вопросу, выраженные моим покойным отцом. Олегом. Владимировичем. Толстовым, моим дядей Сергеем Владимировичем Толстовым, мною самим, а также прямо написанные просьбы казаками из Уральска, которых мы известили о местонахождении прихода, хранящего нашу и их историческую собственность, привели к нулевому результату. Церковь св. Николая в своём фактическом присвоении права хранения, эффектно применила "санитарный кордон" в отношении этих казачьих предметов Веры и традиции…

  Недавно прихожанин церкви св. Николая Павел Носков, по запросу Русского Клуба, просящего разрешения Уральских казаков сделать копии этих исторических знамён, предложил, чтобы я привёл документальные доказательства статуса этих предметов, удерживаемых церковью св.Николая (в наставление которой, будь сказано, сооружённой в значительной мере на дотации и при поддержке Уральских казаков).
  Поэтому я привёл письменное завещание из архивов Атамана (Генерала) Владимира Сергеевича Толстова - ответ Уральских казаков в Кэллид-Уоллей на предложение Атамана передать знамёна под охрану (церковной) инстанции…

  Ответы ясно указывают… - что Уральские казаки имеют право изъятия знамён и знаков отличия из церкви и понятно определить наиболее рациональное решение для этого вопроса. Письмо указывает, что, пока знамёна находятся временно в церкви, они должны быть доступны для обозрения Уральскими казаками и другими прихожанами. Односторонне, в нарушение договоренности, хотя, возможно, с обоснованием и высокооценённым в денежном эквиваленте интересом к залогу, церковь определенно забрала эти знамёна в свое хранение.

  В то время как письмо указывает ясно, что изъятие остается правом Уральских казаков и не даёт равных прав церкви… Как бы то ни было, это дело Уральских казаков определиться с этим вопросом.

  Уральский казачий взгляд здесь и на Родине вполне прост… Необходимо немедленное возвращение этих предметов к полноправным владельцам, хранителям - в частности, в церковь св. Михаила в Уральске - св. Михаил является святым покровителем Уральских казаков.
  Уральская казачья дипломатия требует, чтобы мы еще раз воззвали к совести и рассудку чинов церковной власти церкви св. Николая, хотя уже 15 долгих лет прошло с начала наших бесплодных переговоров с церковью св. Николая. Почему же было принято решение, когда оригинальное соглашение с отцом Валентином предполагало хранение даже без намека на церковную власть над этими объектами?

  Если бы приход принял решение отказаться от присвоенного права владения этими предметами, живущие представители (или другие доверенные лица) из 60 человек сильного уральского контингента, который эмигрировал в Брисбен в 1923 г., были бы благодарны принять возвращение этой собственности уполномоченным представителям тех, кто передал эти знамена в 1939 г. в церковь св. Николая. Эти живущие представители - моя тетя Милица Владимировна Петрова (урождённая Толстова), недавняя прихожанка церкви св. Николая, достигшая 91 года, и мой дядя Сергей Владимирович Толстов из Бандаберга, достигший 86 лет…

*     *     *
 14 сентября 2007 г.

  …Уральским казакам в Австралии (главным образом), а также их родне - продуктом коммунистической России, проживающими в Казахстане и в Оренбурге, не было дано соответствующего голоса в дебатах, в соответствии с их исторической связью с этими объектами. Право голосовать было предоставлено специально подобранной группе местных русских, вряд ли имеющих какое-либо отношение и представление об этих знамёнах…

  Уральские казаки всегда были независимы духом, поддерживая Пугачева против Германской царицы и Белую реакцию на требование русских и не Уральских казаков в красную революцию. Решение, которое определяет передачу собственности Уральских казаков в руки русских или других казаков, не может быть созвучно с независимым духом Уральских казаков…

Михаил Олегович Толстов

Партнеры: