Гипанис / Фанагорийская (Таманская) экспедиция ИА РАН / История Фанагории

Новости раздела

Запущен новый сайт о Фанагории
02.06.2016
Фанагория - 2016
30.05.2016

Фанагория была основана основана в 6 веке до нашей эры (около 539 г. до н.э.) переселенцами из греческой области Иония, находившейся на берегу Малой Азии.

Иония являлась богатейшей частью греческой ойкумены. Большие просторы, плодородные земли и другие ресурсы превратили многочисленные ионийские города, располагавшиеся вдоль малоазийского побережья Эгейского моря, в процветающие центры. Однако в VII в. до н.э. наступили тяжелые времена. Угроза пришла с востока, со стороны Лидийского царства. Войска этого государства стали нападать на территории эллинских городов, подвергая их опустошению.

 
Рисунок акрополя Фанагории, выполненный в XIX веке 
 (городские постройки скрыты под толщей земли)

В следующем столетии лидийские атаки сменились войнами с Персией. Потеря земли и постоянная опасность оказаться в рабстве у «варваров» вызвали несколько волн эмиграции: ионийские греки переселялись во вновь основанные колонии, расположенные вдоль берегов Средиземноморья и Черного моря (Понта). Одними из самых свободолюбивых оказались два города — Фокея и Теос, жители которых предпочли покинуть свою родину в полном составе, чем стать рабами.

 Вот что пишет историк Геродот: «Почти так же, как и фокейцы, поступили и жители Теоса. После того как Гарпаг (персидский полководец - ред.), возведя насыпь, захватил стены [их города], все теосцы сели на корабли и отплыли во Фракию. Там они поселились в городе Абдеры». Геродот по неизвестной нам причине умолчал об основании одновременно с Абдерами второй теосской колонии - Фанагории. Об этом сообщают другие древние авторы.

Городище древней Фанагории. Акварель середины XIX века.

 Арриан пишет, что ее основал теосец Фанагор, бежавший от «персидской наглости». По его имени и назван город. Фанагор был ойкистом: так называли предводителя колонистов-переселенцев, который пользовался диктаторскими полномочиями. Иначе и быть не могло, поскольку процесс переселения в новые незнакомые земли был сопряжен с огромными трудностями. Успешно руководить таким процессом можно было только сильной рукой. После смерти ойкиста в городе устраивали ежегодные праздники, посвященные ему.

Одним из ярких проявлений эллинского образа жизни были пиры-симпосии, на которых участники нередко оставляли застольные надписи на киликах, из которых пили вино. На донышке килика написано: «Симон, милая! Я сама красота, добрая и умеренная»

 В отличие от средиземноморских берегов к началу VI в. до н.э. северное побережье Черного моря практически еще не было освоено греками. Например, первые эллинские колонии на Таманском полуострове, расположенном между Черным и Азовским морями, появились примерно в 70-е годы VI в. до н.э. Именно здесь теосцы основали в 540-е годы до н.э. Фанагорию. Плодородные таманские земли позволяли выращивать самую разнообразную сельскохозяйственную продукцию, в том числе и зерно.

Остатки общественных зданий из камня, жилых домов из сырцовых кирпичей на каменном фундаменте, и хозяйственных построек, заглубленных в материковый грунт (Фанагория, 6-4 вв. до н.э.)

В значительных количествах это зерно экспортировалось в IV в. до н.э. в Афины, о чем пишет известный оратор Демосфен и другие древние авторы. Таманский полуостров богат не только своими землями, но также рыбой (в том числе и осетром), птицей, дикими животными, пресной водой. Российский академик П.С. Паллас так описывал в XVIII в. земли по берегам Керченского пролива: «Рыбная ловля на Босфоре (т.е. в Керченском проливе - ред.) и вдоль всего берега очень обильна; ловят преимущественно белугу и других осетров, сетями или же крепкими лесами, привязывая к ним плавающую приманку.

 Керченские греки в особенности занимаются рыбною ловлею и налавливают в год рыбы от трех до четырех сот тысяч ок (от 24 до 30 тысяч пудов). Красную белугу (балыки) и желудки ее (Tёschi), которые режутся на части, они солят с селитрой и сушат на воздухе; они составляют самую изысканную постную пищу, как в России, так и на греческих островах, хотя мясо этой рыбы очень неудовлетворимо. Если эти балыки часто вытирать свежим деревянным маслом и держать развешанными на воздухе, в тени, то они могут сохраняться несколько лет, — и тогда еще более ценятся.

Остатки храма III век до н.э.

Эта страна, - продолжает П.С. Паллас, - впрочем, в высшей степени плодородна и пригодна для всякого рода культуры; в дичи нет в ней недостатка, хотя фазаны, которых прежде было множество, теперь начинают быть редкими; рыба же здесь находится даже в избытке. Для скотоводства могли бы быть здесь, при хорошем обращении с полями, прекрасные пастбища». Все эти благоприятные природные условия, помноженные на достижения античной цивилизации, позволили греческим переселенцам создать высокий уровень жизни, превратить Фанагорию в важнейший культурный и экономический центр Причерноморья. Фанагория просуществовала около 16 веков и погибла в результате какого-то вражеского нашествия в X в. н.э. На протяжении всего этого времени город знал периоды расцвета и кризиса, нередко находился в центре крупных исторических событий.

 В так называемый «греческий период» город был процветающим центром сельского хозяйства, ремесла и торговли. Товары в Фанагорию поступали из разных концов Средиземноморья. В городе были построены великолепные общественные сооружения, в том числе храмы из мрамора, удобные большие жилые дома, улицы были замощены камнем и битыми черепками, проведена городская канализация. На морском побережье был построен порт, в который заходили корабли со всей греческой ойкумены. В конце V в. до н.э. Фанагория вошла в состав Боспорского государства, сохранив значительные элементы своей полисной (государственной) независимости.

Практически над каждой могилой жителя античной Фанагории ставили каменные надгробия

В конце эпохи до нашей эры город оказался в водовороте бурных событий, связанных с войнами, сменами царских династий, изменениями в экономической структуре античного общества. Так, в I в. до н.э. город восстал против знаменитого понтийского царя Митридата Евпатора, который вел бесконечные войны против Рима. Он известен еще, в частности, тем, что ежедневно прини­мал небольшие порции разных ядов, чтобы уберечься от отравления. В итоге, проиграв войну Риму, он не смог покончить с собой и просил своего раба убить его мечом. В процессе раскопок в Фанагории был найден уникальный письменный документ – мраморное надгробие Гипсикратии, жены царя Митридата, подтверждающий аутентичность этих событий.

Она погибла в процессе восстания Фанагории против Митридата (в 63 г. до н.э.). Восставшие фанагорийцы осадили акрополь, где во дворце находились дети царя, и взяли их в плен (позднее они были отправлены в Рим). За активное сопротивление Митридату всесильный Рим да­ровал Фа­на­гории независимость. В первые века нашей эры на некоторое время наступил период относительного процветания всего Боспора и Фанагории в частности.

На этом фрагменте керамики, найденном в Фанагории,
изображена гречанка, жившая на острове Хиос в Эгейском море

Однако в начале III в. н.э. город был захвачен врагами - по-видимому, скифами. Несмотря на то, что врагов удалось победить, вскоре наступили тяжелые времена. В IV в. н.э. город был полностью разрушен кочевыми пле­менами гун­нов, пришедшими в Причерноморье из степей Северного Китая. Этим печальным событием заканчивается античный период его истории.

Фанагория средневековая

В конце IV - начале V вв. в Северное Причерноморье и Приазовье вторгаются гунны, которые в 70-е гг. IV в. разорили и захватили Боспор. Возможно, была разрушена и Фанагория: в ряде районов города выявлены следы пожара, которые ряд исследователей относят к концу IV в. и предположительно связывают с нашествием гуннов.

Гуннское нашествие не прекратило существование Боспорского царства, оно продолжает существовать в качестве независимого государства до начала VI в., когда Восточная Римская империя, стремясь распространить свое влияние в Северном Причерноморье, активизирует свою политику в регионе. По сообщению византийского историка VI в. Прокопия Кесарийского, жители Боспора, «издревле жили независимо», но «недавно они отдали себя под власть басилевса Юстина» (518-527). Однако, византийский гарнизон был размещен на Боспоре только в 527/8 гг. при Юстиниане I, который, как сообщает Прокопий, «укрепил стенами Боспор». Судя по найденной в Тамани строительной надписи в честь императора Юстиниана, предположительно датируемой 548 г., азиатский берег Боспора также был включен в строительную программу императора и, соответственно, в систему византийского управления.

Далее Прокопий сообщает о разрушении Фанагории: «Два других небольших городка, называемые Кепы и Фанагурис, издревле были подчинены римлянам и такими были и в мое время. Но недавно некоторые из варварских племен, живших в соседних областях, взяли и разрушили их до основания». С описанными событиями, произошедшими, скорее всего, в середине VI в., связывают открытый на берегу Таманского залива комплекс зданий, сгоревших в большом пожаре, очевидно, вызванном боевыми действиями (в слое найдены камни от метательных машин, обстреливавших город со стороны залива). Тогда же, по всей видимости, были разрушены и портовые сооружения города.

Как выглядел город в позднеантичный период сказать трудно, поскольку при позднем строительстве практически все строительные остатки этого времени были разобраны, а строительный материал использован при позднем строительстве.

Тем не менее, Фанагория, по-видимому, играла большую роль в снабжении окружающих территорий привозными товарами: вином, оливковым маслом, краснолаковой и стеклянной посудой и проч. Анализ керамических комплексов показывает, что в IV-V вв. товары в город поступали преимущественно из восточно- и южнопонтийских центров, незначительным количеством представлена восточно-средиземноморская продукция, доля которой резко возрастает в первой половине VI в., хотя доля причерноморских товаров остается по-прежнему довольно высокой. Ввоз в Фанагорию товаров, произведенных в Средиземноморье, не подразумевает наличие прямых связей с ними. Скорее всего, все товары поступали в город через Боспор, куда, в свою очередь, прибывали прямо из Константинополя, где концентрировались товары из разных регионов византийского мира.

* * *

Начиная с VII века Фанагория (наряду с Тмутараканью, которая располагалась в 25 км от неё) становится одним из административных центров Хазарского каганата, находившегося между Волгой и Днепром. Однако перед этим на короткий период Фанагория становится столицей Великой Булгарии – просуществовавшей с 632 по 665 г. племенной конфедерации, занимавшей в VII веке часть территории нынешней Украины, России и Северного Кавказа.

Традиционно считается, что своей столицей хан Великой Булгарии Кубрат избрал именно Фанагорию (хотя на самом деле в источниках нигде об этом не упоминается). Считается также, что из Фанагории начался поход за Дунай хана Аспаруха - основателя (в 679 г.) первого болгарского государства на Дунае.

Хан Аспарух был третьим сыном хана Великой Булгарии Кубрата. После смерти отца в 665 году он унаследовал западную часть болгарской орды (Буджак) в северо-западной части черноморского побережья, включая земли нынешнего Таманского полуострова. Свой поход за Дунай в 70-х годах VII века он был вынужден предпринять под давлением хазар, воспользовавшихся ослаблением булгар вследствие раздела.

Согласно археологическим данным, хазары захватывают Северное Причерноморье и Приазовье в конце VII века. Первые достоверные письменные свидетельства об их пребывании на территории Боспора и Крыма содержатся в «Хронографии» (ок. 813-818) Феофана Исповедника и «Бревиарии» Никифора, патриарха Константинополя (806-815). В них излагается история о ссылке свергнутого императора Юстиниана II (685-695, 705-711) в Херсон, откуда он бежал к хазарам, женился на сестре кагана Феодоре и жил в Фанагории.

Византийский писатель Феофан так рассказывает об этой ссылке в своем труде под 704 г. н.э. Когда Юстиниан, живший в то время в Херсоне (совр. Севастополь), заявил, что вновь собирается царствовать, тамошние жители, убоявшись опасности со стороны империи (т.е. Византии), решили либо убить его, либо выслать василевсу (т.е. византийскому императору). А он, проведав об этом, смог спастись бегством и, достигнув Дараса (город в Крыму), потребовал свидания с хаганом (царем) хазар. Узнав об этом, хаган принял Юстиниана с великими почестями и отдал ему в жены Феодору, свою кровную сестру.

Спустя некоторое время Юстиниан, отпросившись у хагана, уехал в Фанагорию и жил там с Феодорой. Услышав про это, его враги послали хагану посла, обещая ему множество даров, если он перешлет им живого Юстиниана. Если же нет, то хотя бы его голову. Хаган, поддавшись уговорам Тиверия III Апсимара, решил выдать Юстиниана византийцам и, по Феофану, «приказал Папацу, бывшему в Фанагории от его лица, и Валгицу, архонту Босфора, убить Юстиниана, как только дадут им знать. Но, так как через слугу хагана об этом была извещена Феодора, (все) стало известно и Юстиниану, он, призвав упомянутого Папаца для беседы наедине, задушил его струной; так же (Юстиниан поступил) и с архонтом Валгицем. (Затем) он немедленно отсылает Феодору в Хазарию, а сам тайно сбежал из Фанагории». Юстиниан доплыл до Херсона, а оттуда, минуя устье Днепра и Днестра, вошел в реку Дунай. С помощью болгар и славинов он возвращает себе константинопольский престол и в 710-711 организует несколько карательных экспедиций против Херсона.

Жилые кварталы Фанагории на нижнем и верхнем плато в это время были застроены домами, возведёнными в новой строительной технике «елочка», характерной для тюрко-болгарских и хазарских памятников второй половины VII - X вв.
    Едва ли не единственным регионом, с которым город поддерживал в то время тесные торговые отношения, был Крым, служивший источником продуктов сельского хозяйства, в первую очередь вина.

* * *

В Фанагории существовали одни из самых древних в Северном Причерноморье общины христиан и иудеев. Некоторые историки полагают, что здесь проповедовал святой апостол Андрей Первозванный.

Самым раним христианским памятником Фанагории, по-видимому, следует считать надгробие с изображением креста и надписью: «Господи, помоги Феодоту». Надгробие датируется второй половиной IV в. - началом V в., когда на Боспоре, после объявления христианства государственной религией Римской империи, появляются первые христианские общины. В это время христианство значительно усиливает свои позиции в черноморских греческих колониях и вслед за этим более успешно распространяется среди населения Северного Кавказа.

Первоначально Фанагория находилась под властью боспорского епископа. Митрополит Макарий, автор известного труда об истории Русской Православной церкви, указывал, что уже в IV веке могла быть учреждена, наряду с ещё несколькими соседними (зихийскими), и самостоятельная Фанагорийская епархия. Во всяком случае, в начале VI века Фанагорийская епископская кафедра уже существовала: среди участников Цареградского Собора в 519 г. присутствовал и Фанагорийский епископ Иоанн (подписавшийся под отношением Собора к Константинопольскому патриарху).

Наличие в городе христианской общины в этот период подтверждают и последние археологические материалы Фанагорийской экспедиции. Так, на территории акрополя были обнаружены краснолаковые тарелки и фрагменты керамики с христианской символикой и бронзовый крест из церковного убранства (предварительно датированный 6 веком).

Самым ранним свидетельством присутствия в Фанагории иудейской общины является надпись 16 г.н.э. (к этому году относится и упоминание о первой изестной нам Фанагорийской синагоге), а самым поздним – надгробие с надписью, датируемой временем не позднее VIII-IX вв. О том, что иудеи составляли значительную часть населения Фанагории, свидетельствует относящееся к 671 г. упоминание византийского хрониста Феофана, который называет население «Фанагурии» «евреями», и сообщение арабского географа Ибн-Хордадбеха (середина IX в.), который также называет Фанагорию «еврейским гордом», а также находки многочисленных надгробных камней с иудейской символикой – в частности, с изображением семисвечников (менор). Присутствие на оборотной стороне таких надгробий тамгообразных знаков говорит о том, что иудаизм могли исповедовать и прозелиты из местных варварских племен.

* * *

Как показывают раскопки, город не был разгромлен и разрушен в пожаре, а полное отсутствие в домах бытовых находок создает впечатление, что жители, захватив с собой самое необходимое и ценное, покинули город в виду какой-то опасности (скорее всего, нашествия варваров, которыми в те годы могли быть печенеги или венгры). Произошло это, скорее всего, во второй половине - конце IX в. Через некоторое время на месте Фанагории ещё возникает небольшой поселок, погибший в середине X-XI вв.

Во всяком случае, Фанагорию уже не упоминает византийский император Константин Багрянородный (913-959) при описании Боспорского пролива в трактате «Об управлении империей». Составители итинерария (путеводителя), которым пользовался император, знали на его восточной стороне только Таматарху (бывш. Гермонасса, нынешняя станица Тамань), ставшую к тому времени главным торговым и политическим центром региона.

Многовековая история Фанагории – это квинтэссенция богатейшей истории Южной России. До сих пор она во многом остается неизвестной для нас. Мы должны шаг за шагом открывать страницы этой истории.

* * *

В период освоения территории Кубани Россией, возле городища Фанагории казаками Каневского куреня 5 июля 1794 года была устроена почтовая станция с названием "Урочище Сенная Балка", позже просто "станция Сенная".
    В настоящее время это посёлок Сенной. Городище Фанагории располагается на берегу Таманского залива между Сенным и посёлком Приморским (также входящим административнов состав Сенновского сельского поселения).

Партнеры: