Гипанис / Издательская деятельность / "Станица" / Архив номеров / 26 декабрь 1998 / На Родину - через 79 лет!Новости раздела
На Родину - через 79 лет! Интервью с атаманом Н.В. Федоровым Прошла целая историческая эпоха - после 79 лет разлуки с Родиной 96-летний американский профессор гидравлики наконец-то смог приехать в Россию. Приехал как Донской Атаман за Рубежом, Председатель Тройственного Союза казаков Дона, Кубани и Терека. Николай Васильевич Фёдоров родился 30 ноября 1901 года на хуторе Рогожине в низовьях Дона. Детство провел в природной казачьей семье. Когда началась Гражданская, гимназист последнего класса, не задумываясь, вступил в легендарный партизанский отряд есаула В.М. Чернецова. Был контужен, получил Георгиевский крест. 3 ноября 1920 г. его батарея погрузилась на маленькое греческое суденышко и покинула родную землю. Началась безрадостная жизнь в эмиграции. - Почти все мои соратники ушли на покой, - говорит Н.Ф. Федоров. - Вот я только задержался. Я себе положил дожить до 104 лет... В 1929 году Николай Фёдоров приехал в США. Выучил английский язык, стал студентом Колумбийского университета. Пришлось много работать, чтобы платить за обучение. В итоге стал профессором, почетным членом Нью-йоркской академии наук, преподавал гидравлику в американских университетах. В 1965 году он был избран Атаманом Всевеликого Войска Донского за Рубежом, а затем и председателем Тройственного Союза казаков Дона, Кубани и Терека, и до сих пор остается на этих почетных должностях. В Москву атаман приехал по приглашению Землячества казаков в Москве и нашей редакции вместе с членами Донского Войскового Совета за Рубежом подъесаулом А.Г. Рытиковым, сотником С.Г. Ретивовым и казаком Бостонской станицы Д. Тэйлором. Николай Васильевич рассказал о своей жизни и любезно ответил на вопросы газеты. - Я начал воевать с пятнадцати лет. Но сказал, что вернусь - за своими книгами, которые оставил на ступеньках гимназии. В декабре 1919-го мой друг встречает меня у дверей гимназии и спрашивает: зачем ты пришел? Я говорю: как? последний класс. В этот день я как раз надел сапоги (этого не разрешалось), захватил карточки брата и часы (они до сих пор ходят, несмотря на то, что и циферблат был разбит). Я оставил книги и мы пошли на сборный пункт. Меня определили в Первый взвод (я уже имел некоторые отличия военные) Вот в этих сапогах и рубашке я прошел всю войну, в 22-м году рубашка истлела, а сапоги спасли меня от многого. Каким невообразимым образом я их надел в тот день, не знаю... В.Ш.: А родственники у вас остались на Дону? Н.Ф.: По моим сведениям - никого. Причина проста. Мой отец последние два года был ректором в Новочеркасском городском училище, а также председателем Союза донских учителей во время гражданской войны. А занимать такую должность - значит, быть стопроцентным антикоммунистом. В.Ш.: Вы, видимо знаете, что у нас в России вот уже почти десятилетие не стихает дискуссия среди казаков: одни настаивают на том, что казачество является самостоятельным, отдельным народом; другие склонны считать казаков частью русского народа. Ваше отношение к этим спорам? Н.Ф.: Это не ново для нас, казаков заграничных. Когда мы попали за границу, там сразу сложилось очень много взглядов, и они поддерживались противоположными России государствами, получали деньги не только от религиозных, но и от государственных организаций. Но мы - казаки России. Казаки служили и до Петра Великого царю Русскому. Помните песню: “На наших конюшнях коники стояли, быстрые донские скакуны. Мы земли расширяли и их охраняли, верно мы служили Белому царю”. Без России казачество не будет существовать. В.Ш.: Беда наша еще в том, что нет у нас и не видится лидера настоящего казачьего. Здорово поработали за 70 лет... Н.Ф.: Убита инициатива, убито желание. Полное удовольствие, что дали им комнатку, трехразовую пищу: хоть и плохая, но я больше ничего не хочу иметь. Единственная надежда - пройдет пара поколений; сейчас молодые хотят материальных благ, но к 40 годам они задумаются о духовной жизни. И вот следующее от них поколение будет уже ближе к нам. Я не думаю, что восстановится старая Россия. Просто будет демократическое государство. Но должно пройти время, время - лучший целитель. В.Ш.: Как вы сохранили свой русский язык? Была община, постоянное общение? Н.Ф.: Да, община была. Сохранялись небольшими группами. Один казак где-то селился и писал друзьям: здесь хорошо. Писали, где можно найти работу. Появились большие ячейки. После второй войны несколько тысяч казаков прибыли в Лейквуд, сейчас даже несколько сот не осталось. Уже третье поколение, остальные - на кладбище. Много кладбищ, где лежат наши, русские. На том кладбище, где я похоронил брата, лежало 500 человек, сейчас - больше десяти тысяч. Люди второй эмиграции прибыли почти все больные. И даже хорошее питание не помогло. Умирали и умирают. Вокруг Нью-Йорка очень много русских кладбищ. Все ушли, а я задержался. Наверное еще надо что-то сделать... В.Ш.: Что Вы думаете о возможности восстановления в России монархии? Н.Ф.: Очень трудно решать в зарубежье, какое правительство будет искать народ. Я вам приведу маленький пример. Когда началась революция февральская (отречение императора), когда выбирали донцы генерала Каледина, то ему дали в помощники генерала Богаевского. Левая группа социал-революционеров, кадеты запротестовали: не хотим двух монархистов-генералов во главе Донского войска. И вместо генерала Богаевского, после долгих поисков, сунули Митрофана Петровича Богаевского - брата генерала (их всего было три брата). Я, между прочим, дальний-дальний родственник их. Результат следующий. Когда началась смута, начали банды попадать на Дон, на Дону была 30-тысячная армия казаков для пополнения потерь на фронте. Они скрылись. Им даже не разрешили появиться. Это благодаря нашему кадетскому составу круга. Это в большинстве случаев адвокаты, кончившие Московский университет, как и сам Митрофан Петрович (он был историк). Он был сам до известной степени революционером и очень влиял на генерала Каледина. В.Ш.: Не знаю, почувствовали ли вы, но мне тягостно видеть, как у нас на кругах казаки сидят с покрытыми головами. Сидят достаточно компетентные люди, так засвидетельствуйте, пожалуйста, что православные, хоть казаки, хоть нет, должны с непокрытой головой сидеть, а фуражки в руках держать. Н.Ф.: В любой дом, когда входили, головной убор снимали. Любой дом - дом молитвы. Если я не могу ходить в церковь, я молюсь дома. А вот ботинки не снимали. Теперь снимают. Я вошел в один дом, а мне говорят - снимай ботинки. Хорошо, что ботинки, а не что-нибудь другое!.. В.Ш.: Николай Васильевич, в этом году исполняется 80 лет Белому движению. Мы тут своими силами, в меру своих скромных возможностей хотим это отметить- ведь никогда еще не отмечалась в России эта дата. Мы бы хотели, чтобы те, кто хоть немного прозрел, почтили участников Белого движения... Н.Ф.: Мне трудно здесь что-то советовать. Вы лучше знаете наш народ. Нужна печать, хоть маленькие листочки распространять. Чем больше будет информации, тем больше будет откликов, положительных или отрицательных, неважно. Прежде всего надо подготовить людей. И помните: публика любит зрелище - хор, оркестр, представление... Меньше политических разговоров, просто вспомнить, что было... В.Ш.: Вы почти 80 лет не были в России, на Дону. Как Ваши впечатления? Н.В.: На Дону очень много комаров!..А если всерьез, то я знал, что увижу! Знал, что увижу разруху. В.Ш.: Что Вы почувствовали на примере тех, с кем Вы общались: русский человек, казак остался духовно богат или все-таки его духовно задавили? Н.В.: С кем бы я ни встречался, я чувствовал, что у них возрождается чувство духовности, и оно крепнет, потому что в разговорах, в их действиях (я это наблюдал) происходит возвращение к нравственности, почитание иконы, возвращается вера. Правда, о казаках мне один священник сказал, что они мало приходят. Но те казаки, которые нас принимали, с кем я общался в течении 11-12 дней - я скажу, что ожидал меньше, чем я видел. В заключение отметим - атаман Н.В. Фёдоров приехал на Дон не только повидать Родину, но и исполнить историческую миссию. После встречи с Правлением Всевеликого Войска Донского он подготовил важнейший документ, которым через 80 лет соединилась некогда прерванная связь времен. “Властью, данной мне, атаману Донских казаков за рубежом...”- такими словами начинается заявление Атамана, в котором говорится, что преемником Всевеликого Войска Донского, носителем духовных и нравственных казачьих традиций объявляется Войсковое казачье общество “Всевеликое Войско Донское” во главе с атаманом В.Ф. Хижняковым. Окончательно этот документ будет утвержден на Большом Круге донских казаков за рубежом осенью этого года. Визит Н.В. Фёдорова в Россию стал для всех нас событием огромной значимости, стал очередной вехой на пути соединения в единое целое разбросанных по всему миру потомков казаков. Николай Васильевич - прекрасный человек, замечательный рассказчик, и мы искренне рады, что именно нам довелось в Москве принимать его. Кстати, и этот номер “Станицы” вышел во многом благодаря его помощи. Уверены, что эта наша встреча была не последней и Атаман Федоров еще многое сделает для возрождения России, возрождения казачества! Беседовал В. Шуков
|